Выбор на всю жизнь

Мудрое слово писателя или поэта раскрывается нам лишь тогда, когда по неведанным дорогам словесности ведёт нас мудрый учитель. В Год литературы хочется говорить не только о великих творцах слова, но и об учителях, открывших этот прекрасный и чарующий мир.
         По-разному складывались судьбы, по-разному пришли они в профессию, но их объединила Сивинская школа, которой отдали наши дорогие учителя долгие годы и из которой ушли на заслуженный отдых.
          Нина Сергеевна Теплоухова.
          Точно определиться с выбором профессии помогло время. Попробовав свои силы после окончания школы и медицинском институте, и в юридическом, поняла, что мечта стать учителем, взлелеянная ещё в  школе авторитетом Медведицыной Евгении Николаевны, всё-таки победила. Выбора факультета не было. Только литфак!
          С первого дня работать в школе было легко. Сказалась и помощь своей любимой учительницы, и, наверное, то, что появление учителя русского языка с высшим образованием было тогда, в 1951 году,  необычным.
           Моя любовь к литературе передавалась и детям. После прочтения произведения мы его обсуждали, ребята высказывали своё мнение о прочитанном, писали сочинения, а из лучших создавали альбомы. Всегда проводила много внеклассной работы: кружок выразительного чтения, девичий клуб «Ромашка», «Этикет»,  драмкружок «Искорки». И ребятам очень нравились наши творческие дела.
            Очень тёплые воспоминания о последнем выпуске. Это были отзывчивые дети. Однажды после операции захотелось ухи. Рыбу мальчики наловили и порадовали меня таким долгожданным лакомством. Когда в моей семье случилось горе, то весь класс бросился мне на помощь, поддерживали, не оставляя одну.  А один мальчик сидел почти весь день у дверей и ждал, чтобы привести вместе с мужчинами из леса пихтовую лапку. После их окончания школы мы долго переписывались, до сих пор эти письма я храню.
         Что пожелать нынешним филологам? Терпения, потому как оно необходимо в современной школе.
         Василиса Александровна Русецких.
        Пришла я школу вначале как учитель начальных классов, потом уже, окончив пединститут, стала работать учителем русского языка и литературы. В Сивинской школе к тому времени была сложившаяся плеяда филологов. Я очень благодарна своим коллегам за помощь, а иногда даже за мудрую критику, ведь это были уроки оттачивания мастерства. Елена Степановна Околович поддержала в самые трудные моменты и помогла понять, что и у меня всё в профессиональном плане получится.
       Работая с маленькими детьми, я чувствовала себя мамой своим несмышлёнышам, а когда пришла в старшее звено, то внутреннее ощущение натянутой струны долго не покидало меня. Поддержали меня и мои первые выпускники. Я часто их вспоминаю. Это были очень старательные ребята. При первой серьёзной проверке (областной) в конце 9 класса  мои ребята поразили комиссию своими неординарными сочинениями. И эта похвала придала нам с ребятами сил. Они не только успешно окончили школу, но и 7 человек поступили в вузы.
        У меня никогда не было любимчиков. Мы с ребятами много занимались внеклассной работой: сочиняли стихи, былины о тружениках села. Это творчество мы несли родителям, выступая с клубом поэзии перед ними. И общественность уважала учителей за то, что мы уважительно относились к их труду. С теплотой вспоминаю всех ребят, с которыми встретилась на своём учительском пути. К сожалению, мы, учителя, недооцениваем среднего ученика и только потом понимаем, что не увидели в обычном «середнячке» талант.
        Ныне работающим в школе хочу пожелать, чтобы не забывали о тех, кто ушёл на пенсию, чтобы мы не чувствовали себя брошенными и ненужными. В своих мечтах я представляю, что мы с улыбкой машем рукой уходящему поезду (школе) и говорим: «Учите лучшему! Мы рады, что вы продолжаете наше дело!» И поезд мчится к новым горизонтам…
     Раиса Филипповна Глушанина.
     Меня учили замечательные педагоги, и это повлияло на выбор профессии. До 8 класса не совсем серьёзно относилась к учёбе, мелькали даже и «троечки». Но однажды учительница истории Мария Трофимовна сказала мне, что вряд ли я смогу учиться на «4» и «5». Вот именно с этого момента я полностью поменяла отношение к учёбе. А после окончания школы жизнь меня забросила в техническое училище, а потом и на факультет самолётостроения. Поняв, что это не моё, поступила на историко-филологический факультет заочно и вернулась в родной район. Первые шаги я делала учителем немецкого языка. Благодаря Луизе Ароновне Дик его я знала очень хорошо. Это уже потом, вновь вернувшись в Сиву после довольно продолжительного отсутствия, я преподавала русский язык и литературу.
         Моими первыми учениками были ребята из Вятчан. Классы были малочисленными, но в душе у меня всё-таки было особое волнение и даже страх. А вообще, с ребятами было всегда интересно, легко. И строгость, и доброта делают нас, учителей, ближе со своими воспитанниками. Если вдруг случался на уроке непорядок, я начинала говорить очень тихо, замолкали и зашумевшие. Помню одного мальчика. Нравилось ему, чтобы учитель обращал на него постоянно внимание. Подойду к нему, тихонько руку на плечо положу и скажу: «Пожалуйста, не мешай!» А он мне в ответ: «Всё, не буду, только руку снимите». Стыдно становилось мальчику от такого вот особого внимания. Ребятам всегда давала дополнительную литературу, чтоб расширялся их кругозор, вела особые записи о прочитанных книгах.
           Школа для меня всегда была родным домом, потому что я верила, что мой труд нужен. И к учителям всегда относились с уважением. К сожалению, в последнее время ценность учительского труда потеряна. А ведь сколько педагог должен дополнительно прочитать, чтобы подготовить урок, не говоря уже о кипах ученических тетрадей, коих учитель русского языка проверяет в огромных количествах.  
           Проработав много лет в школе, я уверена, что учитель может работать в любом коллективе, в любой профессии, связанной с общением, потому что он знает подход к человеку.
          Галина Ивановна Вожакова.
           Мечта стать учительницей родилась со мной. Всё, что меня окружало в доме, попадало в мой воображаемый мир школы. В школе с восхищением я смотрела на свою первую учительницу Никулину Галину Яковлевну, которая нас оберегала, держала под своим крылом. С ней мы устраивали концерты и выступали в деревенских домах.
         Свою первую педагогическую победу я одержала ещё студенткой. В классе был совершенно неуправляемый мальчик, мог делать на уроках что угодно его душе. Я старалась делать вид, что я не замечаю его проделок. Однажды он сорвал топор с противопожарного щита и хотел себя зарубить. Выхватив у него это страшное орудие, я от бессилия перед его агрессией зарыдала. А он, глядя на меня, тоже. Прошло некоторое время, и на день рождения я ему подарила красивую открытку, вложив её в тетрадь. Мальчик открыл тетрадь, изменился в лице и стремглав выбежал из класса. Появился он только к концу урока, но внутренне перерождённый. Не поднимая лица, сказал мне: «Галина Ивановна! Спасибо за фотку!» Он, несчастный, даже не подозревал о существовании открыток, не говоря уже поздравлениях и подарках ко дню рождения. И после этого он стал первым мне помощником. А через некоторое время с радостью сообщил, что его приняли в пионеры. Прошло много лет, но этот мальчишечка стоит у меня перед глазами, счастливый, в красном галстуке… Я думаю, он обязательно стал  хорошим человеком и… капитаном дальнего плавания. Вот тогда я поняла, что никогда не надо оскорблять, унижать ученика, кричать на него, потому что в каждом есть что-то хорошее. И если ты учитель, то обязан это увидеть!
           В Сивинскую школу я пришла уже сложившимся учителем и всегда старалась понимать ученика. Я признательна всем своим ученикам за их искренние и добрые чувства ко мне. Особое слово благодарности хочу сказать моему первому выпуску, очень дружному и хорошему классу. Они помогли мне как начинающему филологу поверить в свои силы и утвердиться в правильности выбранной специальности.
           Молодому учителю, только переступившему порог школы, хочу пожелать видеть в каждом ребёнке человека, ведь каждый сидящий перед тобой ученик – это чей-то ребёнок. Обидеть ученика легко, а вот научить видеть свои ошибки и научить быть требовательным к себе, чтобы их исправлять, - это огромный труд!
         Валентина Ивановна Мехоношина.
         Все мои детские игры – это игры в учительницу и учеников. Стать настоящим учителем была моя главная цель в юности. После окончания педучилища работала в далёком посёлке. Нагрузку определили огромную. Помимо своих уроков ещё преподавала музыку, была пионервожатой.
         Первые впечатления от школы? Усталость и радость. Так понравилось работать, такие были интересные ученики, что после первого года работы сразу поступила в пединститут на филологический факультет.
          Много было у меня выпускников, но самыми дорогими становились так называемые «трудные» дети, потому что требовали к себе прежде всего простого человеческого внимания. Я всегда радуюсь, когда вижу, что жизнь у моих учеников складывается хорошо: они становятся замечательными родителями, находят себя в выбранной профессии, работают честно, ответственно относятся к своим обязанностям. И сейчас приятно видеть ребят, которым когда-то помогла не только исправить ошибку в слове, но и не сделать ошибку в жизни.
          Всем учителям хочу пожелать терпения и понимания! Современным детям в мире вседозволенности очень трудно избежать соблазнов, потому и важно педагогу понять ребёнка и помочь ему!
      Хочется вспомнить ещё Тамару Павловну Макарову и Галину Михайловну Варанкину, отдавших несколько лет своего плодотворного педагогического труда Сивинской школе.
     Дорогие наши коллеги-филологи! От всего сердца поздравляем вас с грядущим праздником! Желаем вам здоровья и благополучия! Низкий поклон за ваш созидательный труд! Радостью наполнены наши сердца оттого, что педагогическая стезя, по которой мы сейчас идём, была проложена вами, мудрыми учителями!
        

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сивинская СОШ»

Воног Генриетта Викторовна